35 лет альбому! Depeche Mode - Some Great Reward (1984) Synth-pop / Industrial (UK) До альбома "Some Great Reward" группу Depeche Mode в Америке не принимали. Они имели кое-какую популярность, но в основном среди альтернативного молодежного течения. И этого следовало ожидать: когда весь мир захватила "синтезаторная лихорадка", в США продолжали слушать олдскульный рок-н-ролл. Европейские музыкальные "выходки" считались неприемлемыми. В тот период вокруг так называемой электронной музыки сложилась плотная критическая среда. Главенствовало мнение, что "настоящие" инструменты являются более действенными с художественной точки зрения, а электроника - это орудие эпохи MTV, созданное для примитивных невежд или, в лучшем случае, легкомысленных модниц. Посреди подобного снобизма и начинали свою карьеру Depeche Mode. Мартин Гор, главный идейный вдохновитель и основа основ группы, выступал категорически против рок-н-ролльного консерватизма и продолжал настаивать на поиске новых звучаний с помощью современных технических приспособлений. Об этом он неоднократно заявлял в своих интервью: "Именно технический прогресс должен стать сферой интересов музыканта будущего". При создании "Some Great Reward" участники группы оттачивали свое мастерство владения звуками и их оформления в мелодию. В нем можно услышать живые инструменты – такие, как пианино и гобой, - и, одновременно, звуки велосипедных спиц, бой кувалды о бетонную плиту и другие эффекты. Для Depeche Mode становится характерным использование оригинальных перкуссионных установок, в которых были самые необычные объекты – металлические листы, рельсы и т.д. С их помощью Мартин, Алан или Энди извлекали новые и интересные звуки прямо на сцене во время выступления. Первый сингл, антирасистский "People are People" стал настоящим прорывом для группы по обе стороны Атлантики. Это был десятый сингл Depeche Mode – и их первый мировой хит: номер один в чартах Германии, четвертое место – в Великобритании и тринадцатое – в США. И это притом, что Гор уже окончательно потерял надежду на признание в Соединенных Штатах. Тем не менее, "People are People" принес группе настоящий успех за океаном. А огромная любовь к треку в Германии не в последнюю очередь объясняется простотой ее припева, который моментально запоминали люди, говорящие на другом языке. Кроме того, песню летом 1984-го постоянно крутили по ТВ: именно она была фоновой композицией подведения итогов Олимпийских Игр 1984. Среди всех треков, которые Гор создал специально для четвертой студийной пластинки, песня "People are Peolpe", тем не менее, стояла особняком. В этом сингле с его социальной тематикой все еще слышались отголоски "Construction Time Again". В других же песнях, написанных Гором в конце 1983 и в начале 1984 года, зазвучали совершенно иные мотивы. Сонграйтер сделал шаг назад, в личную, почти интимную сферу, и остался верен своим изначальным принципам - писать о тех вещах, которые волновали его в данный момент. Со своими размышлениями о мире и жизни, "Some Great Reward" всё-таки становится более романтичным и интроспективным альбомом, нежели его предшественники. На пластинке нашлось много места для любви. Вот только любовь у Depeche Mode другая - лишенная всякого налета "сахара", она показана со своей не самой лучшей стороны. В балладе "Somebody", например, под убаюкивающие звуки фортепиано и тихое биение сердца Мартин Гор рассказывал о том, какой, на его взгляд, должна быть идеальная девушка - внимательной, любящей, понимающей, готовой прийти на выручку и поддержать в любую минуту. Любовная тема продолжается и в следующей композиции "Stories of old": "Посмотри вокруг себя и ты увидишь, что людей, способных на любовь, становится меньше с каждым днем". В начале 80-х, когда о любви пели все, кому не лень (в большинстве своем это были банальные стенания о разбитом сердце), подобное заявление обескураживало. Вкупе со "сказочной" мелодией, "Stories of old" звучала и до сих пор звучит вызывающе парадоксально и гипнотично. Небезызвестная "Lie to Me" отличается безысходностью и реализмом. "Кое-кто скажет, что в своих песнях я отзываюсь о любви цинично, - комментирует композицию Гор, - мне кажется, это любопытная точка зрения. Но я с ней не согласен. Просто у любви есть своя темная сторона, и мне нравится о ней писать". Возьмем, к примеру, скандально известную "Master & Servant". Это сейчас бы в строках не нашли ничего предосудительного, а в далеком 1984 году песня еле-еле прошла цензуру BBC: "Вот новая игра, в которую мы, как видишь, любим играть. Игра эта связана с реальностью, ты обращаешься со мной как с собакой, ставишь меня на колени. Мы называем ее "Хозяин и слуга". Но провокация "Master & Servant" меркнет перед скандальностью еще одного сингла с "Some Great Reward" - "Blasphemous rumours”. Трудно представить, что песню с таким красноречивым названием (в пер. с англ. - "Богохульные слухи") вообще выпустили в свет. "Не хочу заниматься богохульством, но я думаю, что у Бога извращенное чувство юмора. И когда я умру, то скорее всего, он смеясь ко мне выйдет навстречу", - надрывно звучит в припеве под жутковатый проигрыш детского церковного гимна "Чудесная любовь Иисуса". Реакция не заставила себя ждать: на группу, как из рога изобилия, посыпались упреки со стороны церкви. Музыкальные обозреватели были единодушны с церковью: Нил Теннант, помощник главного редактора Smash Hits, назвал композицию "стандартной порцией уныния, в которой Богу дается серьезный нагоняй". По иронии судьбы, через 3 года Теннант, уже в составе группы Pet Shop Boys, прославится песней "It’s a Sin", очень сходной по тематике с "Blasphemous rumours". Чем-чем, а вот "стандартной порцией уныния" "Blasphemous Rumours" назвать нельзя: сюрреалистичная песня о двух мирах - этом и том - выбивается из ряда творений начала 80-х. В ней живые и неживые звуки предстают в самом драматическом сочетании, а протяжный и мощный вокал Дэйва усиливает общее мрачное ощущение от песни. Альбом вообще рождает атмосферу беспокойства, нетерпения и томления, которые то усиливаются, то слабеют. Мертвые звуки - металл, звон и глубокие сочные ударные - создают ощущение "музыкальной шкатулки", что, сплетаясь с талантом Мартина-композитора, живыми инструментами и прочувствованным вокалом, создает контраст мертвого и живого, бездушного и духовного, что и становится концепцией этого альбома. В "Some Great Reward Depeche Mode" демонстрируют выдержанный и качественный материал, построенный вокруг заданного стиля и уже практически сформировавшегося фирменного звучания - как его любят называть. Благодаря "People are People", группа Depeche Mode окончательно сделала себе имя, но после 1984 года они утвердились и в другой, несравнимо более глубокой сфере. Группа обрела публику, которая интересовалась и увлекалась песнями, как говорится, "по ту сторону" синглов. В музыкальном бизнесе восьмидесятых, основанном на сингловых чартах, это была большая редкость; коллектив постепенно стал независимым от хит-парадов. Случилось это, потому что Гору удалось написать целый ряд превосходных песен для четвертой пластинки "Some Great Reward" и благодаря великолепной записи диска с замечательными, ориентированными на будущее аранжировками.

Теги других блогов: Depeche Mode UK Industrial Some Great Reward Synth-pop